Музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»

Смоленское областное учреждение культуры «Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»

Адрес: Центральный ФО, Смоленская область, Вяземский р-н, с. Хмелита
Тип: Музеи-заповедники и музеи-ансамбли, Памятники архитектуры, Памятники культуры
Отзывы: всего (0)

Информация


0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Выгодное предложение


Бронирование


Фотографии



Краткая историческая справка:

вероятно, еще в ХVI в. село принадлежало Грибоедовым. С 1747 г. им владел Федор Алексеевич Грибоедов, при котором в 1760-70-е гг. имение было перестроено. В 1759 г. возводится Казанская церковь. Главный дом, четыре флигеля и хозяйственные постройки показаны уже на планах генерального межевания 1778 г. Два парка – регулярный и пейзажный – упомянуты в примечаниях к планам, составленных чуть позже. На рубеже ХVIII–ХIХ вв. (до 1810 г.) в свои детские и юношеские годы здесь часто гостил А.С. Грибоедов (его мать, Анастасия Федоровна, была дочерью Федора Алексеевича). Построена усадьба в 3-й четверти 18 в. – 2-й четверти 19 в. После революции и Великой Отечественной войны долгое время находилась в запустении. В 1980-1990 гг. воссоздана (архитектор Кулаков В.К. и Кулаков В.Е.). Усадьба Хмелита является центром созданного в 1990 году музея-заповедника Хмелита

Достопримечательности объекта:

галерея, главный дом, корпус служебный северный, корпус служебный западный, парк, пруд, флигель северо-восточный, флигель юго-западный, церковь Казанская

Назначение (характер современного применения):

усадьба Хмелита – самая древнейшая из сохранившихся до настоящего времени дворянских усадеб смоленской земли. Имение, где любил бывать известный русский писатель А.С. Грибоедов

Категория охраны:
охраняется государством, памятник истории федерального значения

1. Полное наименование объекта Усадьба Грибоедовых «Хмелита».

2. Исторические события, связанные с объектом

Находится на обширном невысоком всхолмлении водораздела рек Вязьмы и Вазузы. Постройки села располагаются к югу и западу. Эта усадьба – редкий образец обширного крупного имения эпохи барокко.

Вероятно, еще в ХVI в. село принадлежало Грибоедовым. С 1747 г. им владел Федор Алексеевич Грибоедов, при котором в 1760-70-е гг. имение было перестроено. В 1759 г. возводится Казанская церковь. Главный дом, четыре флигеля и хозяйственные постройки показаны уже на планах генерального межевания 1778 г. Два парка – регулярный и пейзажный – упомянуты в примечаниях к планам, составленных чуть позже. На рубеже ХVIII-ХIХ вв. (до 1810 г.) в свои детские и юношеские годы здесь часто гостил А.С. Грибоедов (его мать, Анастасия Федоровна, была дочерью Федора Алексеевича).

Построена усадьба в конце 18 века – в начале 19 века После революции и Великой Отечественной войны долгое время находилась в запустении. В 1980-1990 гг. воссоздана (архитектор Кулаков В.К.). Усадьба Хмелита является центром созданного в 1990 году музея-заповедника Хмелита.

 

3. Местонахождение объекта Смоленская обл., Вяземский р-н, с. Хмелита.

4. Описание объекта

Основная часть усадьбы имела симметричную осевую планировку. С запада, от долины реки Вязьмы, открывался вид на главное здание, на открытые ступенчатые террасы перед ним и на церковь. Верхняя терраса, с четырьмя двухэтажными флигелями в углах, служила парадным двором. На середине ее длинной восточной стороны возвышался большой главный дом. По другую сторону дома находился квадратный регулярный парк с основной аллеей по оси дома и всего ансамбля. Аллея кончалась прямоугольным копаным прудом. К северу парк переходил в пейзажный, эта часть была гораздо обширнее и имела свой пруд с островом посредине.

Основная дорога вела в усадьбу с юга, от Вязьмы. Она проходила между двумя одинаковыми хозяйственными постройками, симметрично оформлявшими въезд, и пересекала по одной из плотин речку Хмелитку, огибавшую усадьбу и превращенную здесь в четыре каскадных пруда, и, наконец, мимо церкви подходила к парадному двору. Во дворе дорога раздваивалась, огибала овальную клумбу перед главным домом и между северными флигелями выходила в поля, мимо плодового сада и пейзажной части парка. Еще одна дорога отходила от хозяйственного двора в юго-восточную часть усадьбы. Все дороги примерно на расстоянии пятисот метров были обсажены березками.

В первой трети XIX века после войны 1812 г., главный дом перестраивается. Барочная декорация фасадов стесывается и заменяется классицистической, перед основным фасадом появляется сильно вынесенный четырехколонный портик большого ордера, над домом сооружается деревянный бельведер. Юго-восточный флигель соединяется с главным домом одноэтажной галереей.

Начиная со второй трети XIX века Хмелита быстро меняет владельцев – сначала она переходит в руки представителей женской линии дома Грибоедовых, в 1869 г. она продана сычевскому купцу Синягину. Перед 1917 г. ею владела княгиня В.Ю. Гейден-Волкова, цри которой над галереей надстроили второй этаж и перестроили второй этаж юго-восточного флигеля. В 1918 году в главном здании был размещен Народный дом – с театром, читальней, чайной. Он был закрыт в 1919 г., при этом вещи, картины и библиотека переданы в музеи и собрания Смоленска, Вязьмы и Москвы. В настоящее время в усадьбе сохранились главный дом, галерея и юго-восточный флигель (северо-восточный флигель разобран в 1967 г.), воссозданный реставраторами – флигель, две служебные постройки, квадрат главного дома, церковь, остатки регулярного парка.

Главный дом. Его кирпичные стены первоначально были оштукатурены и окрашены в синий цвет, членения побелены.

Это превосходный образец дворца в формах барокко. Над двухэтажным прямоугольным в плане объемом возвышается мансардная кровля. Главный, западный фасад с тремя ризалитами подчеркнуто пластичен и наряден. Окна боковых ризалитов обрамлены парами трехчетвертных колонн большого ордера, поставленными на высокие общие постаменты и несущими раскрепованные треугольные фронтоны. Более высокий и широкий центральный ризалит (в три оси) декорирован трехчетвертными колоннами, поднятыми на высоту второго этажа. Средние колонны, несущие разорванный лучковый фронтон, сдвоены. Для плоскости фасада почти не остается места. Все обрамления имеют характерный барочный рисунок – с подчеркнутыми замковыми камнями, ушами и серьгами. Декор не только наложен на основную плоскость стены, но еще и прорезан в ней (филенки под окнами, в постаментах колонн). Во втором этаже центрального ризалита фон закрывают высокие наличники с гребнями.

Садовый фасад обработан иначе. Узкие боковые ризалиты обозначены одинарными пилястрами, окна помещены гораздо реже. Пространственность фасада усилена открытой лестницей, ведущей двумя полукруглыми маршами с земли на балкон перед центральным ризалитом. Ризалит во втором этаже имеет овальные окна верхнего света, объединенные наличниками в три вертикальные группы с высокими нижними проемами.

Первый этаж в южной части здания был, видимо, хозяйственным. На второй, этаж ведут две служебные лестницы у торцовых фасадов. Главная лестница, также не очень широкая, поднимается в центре дворового фасада вокруг небольшого, почти квадратного вестибюля. Более обширный вестибюль с перспективными обрамлениями проемов прилегает к парковому фасаду.

Во втором этаже комнаты вдоль основных фасадов размещены анфиладно. Главное помещение – большой зал в центре паркового фасада. Если в первом этаже была повсюду свода, то во втором свод был лишь в одном небольшом помещении без окон, примыкающем к одной из гостиных со стороны дворового фасада. Остальные перекрытия второго этажа плоские, лишь над залом – зеркальный свод.

Дом отапливался многими изразцовыми печами, стены внутри были оштукатурены и окрашены, местами сохранились следы облицовки мрамором.

Юго-восточный флигель и галерея. Кирпичные стены прямоугольного в плане двухэтажного флигеля сохранились только до низа окон верхнего этажа (выше – перекладка начала XX в.). Первоначально они были окрашены в синий цвет, членения – побелены.

Длинные фасады расположенного в линию с главным домом корпуса имеют 7 осей проемов, торцовые – 3 оси. Середина каждого фасада выделена узким рустованным ризалитом. Рисунок наличников аналогичен формам декора на основном здании, но несколько упрощен.

Внутри здание делится на переднюю и заднюю половины, каждая из которых сохраняет традиционную трехчастную структуру

Фасады первоначально одноэтажной, галереи покрыты рустом и ритмично расчленены арочными окнами и проходами.

Аналогичную композицию имел, очевидно, и северо-восточный флигель.

Юго-западный флигель. Находится к северо-востоку от церкви. В 1960-х гг. разобран, а затем заново возведен реставраторами. Соединялся невысокой, кирпичной оградой с юго-восточным флигелем (ее восточная половина недавно восстановлена). Кирпичные стены двухэтажного здания побелены.

Прямоугольный объем с углами в три уступа немного вытянут с севера на юг. Стены разделены промежуточным карнизом. При стилистическом единстве фасадов каждый из них имеет свою структуру. На 6-осном западном фасаде три равных прясла ограничены пилястрами на постаментах. В каждом прясле – по два окна, наличники которых словно подвешены к многообломному карнизу, сливаясь своими сандриками с его раскреповками. В нижних наличниках пространство между лучковой перемычкой и сандриком занимает трехчастный замковый камень с фигурной выемкой. К ушам наличника и по сторонам его лучкового фартука подвешены сероты.

Противоположный фасад, обращенный, на двор перед главным домом, 7- осный. Он также разделен на три прясла. В более широком среднем проемы размещены теснее, чем на флангах.

Вход на оси симметрии фасада чуть шире соседних окон, и его перемычка немного приподнята по сравнению с ними.

Торцовые фасады разделены лопатками на два прясла. На южном стороне 4 оси проемов и правое прясло шире левого, на северном фасаде – 2 оси проемов.

Большая служебная постройка. Прямоугольное в плане двухэтажное здание стоит южнее юго-восточного флигеля у дороги, проходящей между каскадными прудами и усадебным парком, к хозяйственному двору. Кирпичные стены оштукатурены и побелены.

Фасады похожи на внешнее убранство западных флигелей: на углах пилястры малого ордера (в 2 яруса); наличники равномерно расположенных окон – с ушами, серьгами, замковыми камнями; между верхними и нижними окнами – филенки.

Малая служебная постройка. Расположена в линию с предыдущей, примерно в 150 м от нее, также на дороге. Прямоугольное в плане здание, прежде двухэтажное, превращено в одноэтажное. С восточной стороны сделана равная по ширине пристройка.

Фасады аналогичны убранству предыдущего корпуса, но здесь скруглен угол, обращенный к главному дому и к дороге. На скругленной стене помещено глухое окно.

Церковь Казанская (1759 г.) расположена чуть южнее въезда на парадный двор, рядом с основной дорогой. Прежде площадка около нее была выделена и обрамлена поса-женными по кругу деревьями. Стены сложены из особого узкого кирпича. Трапезная с симметричными приделами, чьи апсиды заслоняли западные углы храма, и колокольня разобраны.

Это характерный для Смоленщины памятник барокко, но здесь оно выражено гораздо скромнее, нежели в главном доме.

Двусветное кубическое ядро храма завершает 8-лотковая кровля с небольшим световым восьмеричком под граненой главой. Полукруглый алтарь значительно уже четверика. Углы его трехуступчатые. Асимметричные фасады фланкированы лопатками. По краю наличников с ушами проходит полувал. Так же оформлены и порталы. Обрамления окон завершаются подвышенной бровкой с заплечиками. Оригинальную крещатуто форму с аркой в завершении имеет киот под порталом.

В интерьере сохранились профилированные штукатурные тяги вокруг проемов.

Парк. Регулярная часть занимает квадратный участок с восточной стороны от линии: северо-восточный флигель – главный дом – юго-восточный флигель, и расстояние между флигелями определяет сторону этого квадрата. Аллеи идут по периметру и по основным осям квадрата. При пересечении осевых аллей с периметральными и между собой устроены площадки – в центре ромбическая, остальные прямоугольные. Последние соединены дополнительными аллеями, составляющими большой вписанный ромб. От каждой такой площадки расходятся пять аллей. Центральная аллея выходит к прямоугольному пруду. Здесь по обеим ее сторонам сохранились насыпные овальные холмы, прежде увенчанные беседками. В ХVIII веке в парке стояли мраморные статуи.

 

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных

Интернет.

6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности

Усадьба Хмелита – самая древнейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб смоленской земли. Имение, где любил бывать известный русский писатель А.С. Грибоедов.

7. Состояние объекта и степень сохранности Состояние и степень сохранности объекта хорошее.

8. Охрана памятника Находится под охраной государства. Памятник архитектуры федерального значения.

Отзывы


Пока нет ни одного отзыва

Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.

Бронирование


Для данного объекта функция бронирования временно недоступна.

Реклама



 
Загрузка...