0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Северо-Кавказский ФО, Чеченская Республика, г. Грозный
Северо-Кавказский ФО, Ставропольский край, г. Кисловодск
Эгикал является одним из крупнейших башенных комплексов горной Ингушетии. Расположен он на южном склоне горы Цей-лом, в двух километрах от реки Ассы, и занимает площадь около пятидесяти га. По периметру аула тянутся подземные, полуподземные, надземные захоронения домусульманского и мусульманского периодов. В склепах — «солнечных могильниках» — видны останки предков ингушей. Мусульманские кладбища вплотную подходят к башенному комплексу. На некоторых плитах — «чуртах» — сохранились тексты, написанные арабской вязью.
Древний Эгикал — крупнейший башенный комплекс в горной Ингушетии. Сотни построек некогда могущественного селения рассыпаны по южному склону горы Цей-Лоам в Ассинском ущелье. С высоких пригорков хорошо видна живописнейшая долина реки Ассы. Вдали можно увидеть другие башенные комплексы селений Хамхи, Таргим, Пуй и тысячелетний христианский храм Тхаба-Ерды.
До депортации ингушей в 1944 году в селении Эгикал жили люди. Эгикал сегодня — необитаемый башенный комплекс, музей под открытым небом, законсервированный древний город, по некоторым улочкам которого даже сейчас можно проехать на легковой машине.
Предания и исторические данные говорят о том, что отсюда, из Ассинского ущелья, в средние века началось расселение ингушей. Предания сообщают о человеке по имени Га, у которого был потомок Элберд (Альберд), а у Элберда было три сына: Эги, Хамх и Таргим. После смерти отца сыновья, в соответствии с отцовским завещанием, разделились: Эги остался в отцовском ауле — это Эгикал, Хамх поселился в двух верстах к юго-западу от Эгикала и основал аул Хамхи, а младший Таргим основал аул Таргим на берегу реки Ассы. Так в горной Ингушетии появились три древнейших аула: Эгикал, Таргим и Хамхи, а этот район до сих пор называют «местность трех башенных селений».
В Эгикале сосредоточено больше сотни различных сооружений: кроме жилищ для мертвых, живые построили боевые, полубоевые, жилые башни со всяческими пристройками, мощные оборонительные стены, которые разделяют группы построек на замковые комплексы.
Большинство строений Эгикала было возведено в период с конца XVI до начала XVIII века. Степень сохранности, скажем так, очень разная. Некогда в селении было 4 боевых башни, из них полностью сохранилась лишь одна. Но сохранилась прекрасно: стройная, даже изящная боевая башня XVII века возвышается над древними руинами, словно неподвластный времени символ этих мест.
Высота башни — 27 метров, ее невозможно не заметить. На внешних стенах башни есть загадочные изображения человеческой фигуры с расставленными руками и ногами, напоминающие крест. Стоит упомянуть, что ислам в Ингушетии окончательно утвердился только в XIX веке: понадобилось несколько веков, чтобы вытеснить христианскую веру.
Недавно башня была отреставрирована (в рамках общей реставрации комплекса), к одной из стен специально для туристов приделали железную лестницу. По лестнице можно подняться на высоту одного яруса (около четырех метров), заглянуть в проем, некогда служивший входом, и осмотреть перекрытие: четырехсторонний ложный свод. В одном из углов этого свода виден лаз на третий этаж.
Остальные башни Эгикала очень разнообразны. Прямоугольные и трапециевидные, двух-, трех- и четырехэтажные, с плоской крышей и парапетом. У некоторых башен были лоджии и навесные балконы. На стенах многих башен можно заметить петроглифы и рисунки краской. В основном это солярные знаки, человеческие фигуры или лабиринты.
Многочисленные склепы и святилища Эгикала тоже поражают разнообразием. Захоронения — подземные, полуподземные и надземные. Религиозная принадлежность тоже разная: есть и домусульманские, и мусульманские. На некоторых плитах мусульманского кладбища сохранились надписи арабской вязью.
Среди надземных склепов есть и сравнительно небольшие, одноярусные, есть и трехъярусные гиганты, сложенные из огромных камней. Практически все склепы имеют такую же, как у боевой башни, пирамидальную крышу, увенчанную конусовидным камнем. Вход на каждый ярус напоминает лаз в полметра шириной и высотой.
В склепах до сих пор видны останки ингушских предков — в Ингушетии большинство усыпальниц не подверглись разорению (что было нередким явлением в соседней Кабардино-Балкарии). Как правило, усыпальницы были родовыми и коллективными. По подсчетам археологов, в самых маленьких ингушских склепах захоронено по два десятка человек, в самых крупных — до двух сотен.
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.