0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Южный ФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону
Южный ФО, Краснодарский край, г. Сочи
Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник.
Описание:
Фонд личных документов, книг и вещей А.П.Чехова, А.А.Дурова, И.Д.Василенко, Ф.Г.Раневской. Коллекции живописных и графических работ А.П.Чехова, С.М.Чехова, С.С.Чехова, западной гравюры 1-й пол. XIX в. и т.д.
Классификация организации: историческая
Площади организации:экспозиционно-выставочная 2273,5м2
Даты открытия и основания: открыт: 1983г.
Бюджетный статус: Субъект РФ
Организационно-правовая форма: некоммерческое учреждение
Тип организации: культурно-массовая
Филиал или подчиненная организация:
Таганрогский краеведческий музей - M852
Музей "Градостроительство и быт Таганрога" - M853
Музей А.А.Дурова - M871
Музей "Лавка Чеховых" - M1959
Организации партнеры:
Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник - M845
Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей–заповедник – одно из крупнейших музейных объединений Ростовской области. В его состав входят 7 музеев, экспозиции которых рассказывают об истории и культуре города Таганрога, о жизни и творчестве А.П. Чехова. В 2010 на базе Таганрогского музея-заповедника создан Южно-Российский научно-культурный центр А.П.Чехова.
История
В 1981 г., в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 344 «О мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры г. Таганрога Ростовской области», Таганрогский краеведческий музей и литературный музей А.П. Чехова были преобразованы в Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник (ТГЛИАМЗ). Впервые в практике музейного дела РФ, в масштабах города осуществилась централизация управления и планирования, единая система учета, хранения, научного комплектования и изучения фондовых коллекций, единая финансовая и хозяйственная деятельность. К началу 2000-х годов в Таганроге сложилось крупное музейное объединение: 7 музеев и около 30 объектов музейного показа, связанных с историей города, жизнью и творчеством А.П. Чехова. Структура музея-заповедника соответствует профильным направлениям существующих и будущих экспозиций. Литературная часть объединяет собственно Литературный музей А.П. Чехова, мемориальные отделы - "Домик Чехова" и "Лавка Чеховых", музей И.Д. Василенко, а также весь комплекс чеховских памятных мест в городе. Историческая часть - это Историко-краеведческий музей (Дворец Алфераки), музей А.А. Дурова, музей "Градостроительство и быт г. Таганрога».
Литературный музей А.П. Чехова был открыт 29 мая 1935 г. С 1975 года он расположен в здании бывшей мужской классической гимназии, которая являлась одним из старейших учебных заведений юга России. А.П.Чехов учился в гимназии с 1868 по 1879 гг.
Мемориальный музей «Домик Чехова» был открыт в 1926 г., расположен в небольшом флигеле купца А.Д. Гнутова. Купец 3-й гильдии П.Е.Чехов с семьей проживал в этом доме с конца 1859 г. по март 1861 г. 29 января 1860 г. здесь родился третий сын Чеховых - Антон. В экспозиции представлены фотографии старшего поколения семьи Чеховых, купеческие документы П.Е.Чехова, реликвии чеховской семьи.
Музей «Лавка Чеховых» расположен в доме постройки 40-х годов XIX века. семья Чеховых арендовала этот дом с 1869 по 1874 год. Экспозиция музея рассказывает о жизни семьи Чеховых, о детских годах А.П. Чехова.
Историко-краеведческий музей создан по постановлению Городской Думы 22 июня 1898 г. Расположен в бывшем доме одного из крупнейших домовладельцев Таганрога Н.Д.Алфераки. Здание построено в 1848 году по проекту известного петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера в стиле эклектики. В 1927 году здание было передано музею. В течение XX века экспозиция музея, да и само здание претерпели изменения. В 1989 – 1996 гг. были проведены реставрационные работы, позволившие во многом восстановить первозданный облик дворца. В 1995 – 1996 гг. открыта ныне действующая экспозиция.
Музей «Градостроительство и быт г. Таганрога» расположен в памятнике архитектуры, в старинном особняке чиновника Е. Шаронова. Здание построено в 1912 году академиком архитектуры Ф.О. Шехтелем в стиле «модерн». В экспозиции воспроизведены уголки старого Таганрога - города, сохранившего архитектурную пластику XIX – XX веков.
Музей И.Д. Василенко расположен в доме, построенном в 70-е годы XIX века. Писатель проживал в нем с 1923 по 1966 год. Экспозиция открыта в 2004 г. Здесь представлены документы, фотографии, книги и личные вещи писателя.
Музей А.А. Дурова расположен в особняке Г.Ф. Поцелуева – миниатюрном памятнике архитектуры в стиле "модерн". Дом построен в 1900 г. В 1987 году открыта экспозиция, посвященная одному из замечательных представителей знаменитой русской цирковой династии – дрессировщику и артисту А.А. Дурову. Ссылка на группу "Вконтакте".
Южно-Российский научно-культурный центр А.П. Чехова был основан в 2010 году в год 150-летия со дня рождения писателя, с целью популяризации Чеховского наследия, памятников истории и культуры Таганрога и Ростовской области. Сегодня на базе центра проводятся научные конференции, семинары, творческие встречи. Важное место в его работе отведено культурно-образовательной деятельности. В числе ведущих форм работы Чеховского центра – организация выставок: фондовых, авторских, выставок из частных коллекций.
Коллекции
Музей-заповедник, созданный в результате слияния Литературного музея А.П.Чехова и Краеведческого музея Таганрога, объединил и музейные коллекции этих двух музеев, разнообразные и во многом уникальные.
Многие предметы, связанные с историей города и края, являющиеся свидетелями событий не одного столетия, принадлежавшие известным лицам, несомненно имеют историческую, научную и художественную ценность и составляют значительную часть основного фонда музея, насчитывающего 173229 ед.хр.
Фонды музея классифицированы по видам хранения: археологические и естественно-исторические памятники, фото и документы, предметы из драгметалла, книги, предметы прикладного и изобразительного искусства, предметы быта и этнографии, нумизматическая коллекция и др. Всего в фондах музея-заповедника 25 коллекций, размещенных в фондохранилищах, площадью 1800 кв.м.
История музейного предмета из коллекции "Драгметаллы"
Фонд «Драгметаллы» представляет группу предметов из серебра, пришедших в музей в 60-70-е годы ХХ века. Сочетание благородного металла, художественных особенностей, историко-краеведческой информации в текстах гравировок определили антикварный и историко-бытовой интерес к этим предметам.
Это спортивные призы 30-40-х годов ХХ века, и непосредственно таковым является спортивный кубок 1946-1950 годов, предметы утилитарного назначения: кружка, кофейник, стакан. Предметы также могли служить достойным подарком .
Они пересекали границы государств, проходили через руки разных людей, и только последняя их роль: роль призов за победу в спортивных состязаниях, объединила их через несколько десятилетий в музейную тематическую коллекцию. Ижевск, Саратов, Ростов-на-Дону, Таганрог: такова география событий, а время – «сороковые роковые», послевоенное строительство.
История музейного предмета из коллекции "Нумизматика"
Медаль памятная, настольная "В память 50-летия Советской власти. 1917-1967г.г." Медальер В.М.Акимушкина. Ленинградский монетный двор. Серебро, 73,67 гр. Диаметр 50 мм. Клейма на гурте: "925" и монетного двора "ЛМД". В оригинальном футляре. Медаль вручалась участникам торжественного собрания, посвященного 50-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, проводившегося в Кремлевском Дворце съездов. Медаль редкая. Точный тираж неизвестен, предположительно не более 3 тысяч штук.
Медаль принадлежала участнику торжественного собрания Льву Владимировичу Шульгину, известному советскому композитору и деятелю культуры. Л.В. Шульгин (1890 г.-1968), родился в г.Таганроге, поступил в Петербургскую консерваторию. Один из виднейших организаторов музыкальной жизни страны после революции. Работал в отделе Наркомпроса, 12 лет заведовал агитационно-просветительским отделом музсектора Госиздата, редактор журнала "Музыка и революция." Им написаны ряд пьес на народную тематику и песни: "Слава Родине" сл. М.Исаковского, "Поднимем заздравные чаши" сл. И.Неходы, "Я - испанский горняк" и др.
С начала 90 годов 20 века в течение многих лет сотрудники Таганрогского историко-краеведческого музея вели переписку с дочерью Л.В.Шульгина, Татьяной Львовной - известным советским скульптором, проживавшей в Москве. Она и передала в дар музею-заповеднику все сохранившиеся материалы о своем отце, среди которых и памятная медаль, а также нотную запись песни "Огонек" ("На позицию девушка провожала бойца"), музыка к которой долгие годы считалась народной, но как оказалось, автор ее - наш земляк Л.В.Шульгин. В Таганрогском музее-заповеднике есть фонд Л.В.Шульгина, материалы о его жизни и деятельности экспонируются в историко-краеведческом музее (Дворец Алфераки).
История музейного предмета из коллекции "Редкая книга"
Прижизненное издание книги А.Пушкина «Руслан и Людмила». СПб. Тип. Н.Греча. 1820г.
Первое издание поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», выпущенное в 1820 году при жизни великого поэта, является гордостью пушкинской коллекции, хранящейся в фонде «Редкая книга» Таганрогского музея – заповедника.
Книга в твёрдом переплёте из твёрдого картона, оклеенного коричневой мраморной бумагой, корешок и уголки из коричневой кожи, отпечатана на белой тряпичной бумаге. Объём 142 страницы. На внутренней стороне переплёта имеется экслибрис антикварного магазина №35 МоГиза, с указанием цены - 100 руб. На титульном листе - следы подчищенных надписей. Можно предположить, что таким образом уничтожены старые владельческие знаки, указывающие на прежних владельцев книги.
Это первая книга великого поэта, увидевшая свет. В период подготовки издания Пушкин был отправлен на службу в Екатеринославскую губернию. Оттуда он писал поэту Н.И.Гнедичу, который в отсутствие автора вёл наблюдение за изданием: "Платье сшитое по заказу Вашему на Руслана и Людмилу прекрасно, и вот уже четыре дни как печатные стихи ... детски утешают меня".
Пушкин получил экземпляр книги 24 марта 1821 года, а вышла она летом 1820 года. Печатной обложки у первого издания знаменитой поэмы не было. Книга продавалась в цветной обёртке и стоила 10 рублей (Довольно солидная сумма по тем временам. Средняя зарплата чиновника таганрогского градоначальства в этот период составляла 25 руб.) Твердый переплёт делали владельцы по своему усмотрению и возможностям.
По свидетельству Пушкина, поэма «Руслан и Людмила» была написана им ещё в Лицее. Однако все сохранившиеся черновики написаны не ранее 1818 года. Поэма была закончена в Петербурге 26 марта 1820 года. Эпилог писался на Кавказе в июле 1820 года, а знаменитое вступление («У Лукоморья дуб зелёный») в Михайловском в 1824 - 1825 г.г.
Отрывки поэмы печатались в журналах "Невский зритель" и "Сын Отечества" в 1820 году. Когда вышло отдельное издание, поэт уже был выслан на юг. Поэма вызвала споры и многочисленные рецензии в журналах. Её успех, несмотря на неоднозначное отношение в обществе, был несомненен. Это подтверждает тот факт, что в 1822 году тираж был допечатан для продажи.
На аукционе антикварных изданий, прошедшем в Петербурге в начале 2013 года, стартовая цена лота, на котором была выставлена первая книга великого поэта, составила 100 тыс. евро. И хотя это значимая сумма, даже в валюте, для нашего музея эта книга бесценна.
Уникальное издание пушкинской поэмы попало в коллекцию музея, вероятно, благодаря выпускнику Таганрогской гимназии, известному литературоведу, члену - корреспонденту Академии Наук СССР Сергею Дмитриевичу Балухатому. В 1937 году по его инициативе в Таганроге была проведена Пушкинская выставка, посвящённая 100-летию гибели поэта, После завершения её работы значительная часть экспонировавшихся предметов была передана в только, что созданный Литературный Музей А.П.Чехова.
История музейного предмета из коллекции "Ткани"
Вышивка Северо-Восточного Приазовья из коллекции рушников
Вышивка – издревле была на Руси одним из самых любимых и распространенных видов народного творчества. Каждая женщина должна была владеть этим умением. Искусству вышивания девочек начинали обучать с раннего детства. Вышивали одежду и предметы быта (постельные принадлежности, скатерти, занавески).
Особняком в этом ряду стоят рушники. Они имели не столько утилитарное значение, сколько являлись незаменимым атрибутом многих обрядов: свадебного, родильного, поминального, служа своеобразными оберегами, то есть сопровождали человека с рождения и до смерти. Вышивка на рушниках имела много символов и скрытого смысла, восходящего к древним славянским традициям, связанным с культом плодородия и культом предков.
Именно рушники и составляют основу нашей коллекции «Вышивка Северо-Восточного Приазовья».
Коллекция рушников в фонде «Ткани» одна из самых многочисленных - свыше 150 единиц хранения. Начало ее комплектования было положено в 20-е годы прошлого века. Большинство предметов собрано во время историко–бытовых экспедиций по окрестным селам. Хронологические рамки коллекции – первая половина XIX века – 70-е годы XX века.
Техника вышивания, сюжеты и мотивы вышивки весьма разнообразны. Это обусловлено историей нашего края.
В начале 70-х годов ХVIII века, после заключения между Россией и Турцией Кучук-Кайнарджийского мирного договора, Россия превратилась в Черноморскую державу и развернула энергичное заселение и активное освоение обширных пространств плодородных приазовских степей. В результате миграционной политики Екатерины II стал складываться определенный этнический образ города и его окрестностей: это донские казаки, украинские семьи, расселение которых было оформлено указом от 24 мая 1779 года, албанцы, греки, армяне, выходцы из средней полосы России. Компактное проживание народов с разными культурными традициями способствовало взаимопроникновению обрядов и обычаев и повлияло на развитие народного декоративно-прикладного искусства, в том числе и на вышивку. Мастерицы – вышивальщицы учились друг у друга, заимствовали техники, стили.
Рушники в нашей коллекции украшены вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевами, выполненными в разных техниках, тесьмой.
Большинство рушников вышиты крестом. Крест всегда рассматривался нашими предками, как оберег, защищающий от злых сил. Для вышивания использовались в основном нитки красного и черного цвета. Ряд рушников вышит гладью. Присутствует также строчевая вышивка, шитье белым по белому. Кружево выполнено в разных техниках. Это и игольное кружево очень тонкой работы, и кружево, связанное крючком, и машинное кружево. Орнаменты вышивки тоже весьма разнообразны: растительные, геометрические, геометризованные, орнаменты с изображением животных.
Особый интерес представляют сюжетные рушники, такие как «Пляска» и «Пахарь».
РЕЖИМ РАБОТЫ:
Ежедневно с 10 до 18 часов.
Касса открыта с 10 до 17 часов, выходной - понедельник.
+7 (8634) 610-013, [email protected]
347900 Ростовская обл., г.Таганрог, ул.Октябрьская, 9
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.