0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Южный ФО, Волгоградская область, г. Волгоград
Южный ФО, Республика Крым, Ялтинский горсовет, г. Ялта
Музейный комплекс «Сталинградская битва» - крупнейшая в России экспозиция, посвященная битве при Сталинграде. Строительство государственного музея-панорамы «Сталинградская битва» было завершено в июле 1982 года. Стоит отметить, что идея создания такого комплекса появилась еще во время войны: так генерал-майор Анисимов в своем письме к И.В. Сталину говорил о создании такого комплекса. А в 1944 году был организован конкурс на лучший эскиз восстановленного Сталинграда. В конкурсе приняли участие не только профессиональные художники, но и обычные граждане, не равнодушные к судьбе родного города. Большинство проектов включало в себя панораму сражающегося Сталинграда: именно тогда и укрепилась идея создания музея-панорамы «Сталинградская битва» в Волгограде. Автором проекта посчастливилось стать Вадиму Масляеву – главному архитектору города-героя.
Изначально планировалось, что музейный комплекс войдет в состав ансамбля Мамаева Кургана и будет расположен в здании Зала Воинской Славы. Но Совет министров РСФСР не поддержал эту идею, поэтому музей-панорама «Сталинградская битва» стал объектом музейного комплекса на пл. Гвардейская, в состав которого, помимо панорамы, входят также дом Павлова, стела-штык во славу советского оружия и руины мельницы Грудинина.
Строительство музея-панорамы началось в феврале 1968 года, в рамках 25-летней годовщины со дня разгрома фашистов под Сталинградом – в основание будущего музея была заложена памятная плита. Здание музея-панорамы «Сталинградская битва» в Волгограде имеет сложную форму гиперболоида вращения.
Однако создание другого объекта музея, панорамы сражающегося Сталинграда, началось задолго до строительства самого здания. В 1948 году начались работы над созданием эскиза полотна. Кропотливую работу по воссозданию сражений под Сталинградом на полотне взяла на себя группа художников студии Грекова – А. Горпенко, Г. Марченко, В. Кузнецова и другие. Сюжетом полотна были выбраны январские сражения 1943 года за знаменитую «высоту 102» - вершину Мамаева Кургана. К слову сказать, идею о создании полотна панорамы сражающегося Сталинграда подсказала передвижная панорама Н. Котова и В. Яковлева « Героическая оборона Сталинграда», отражающая сентябрьские события 42-го.
Однако панорама – далеко не главный экспонат государственного музея-панорамы «Сталинградская битва». В состав музейного комплекса также входит более 3500 экспонатов, экспозиция портретов советских полководцев и военачальников, коллекции холодного и огнестрельного оружия, фотографии и боевая техника, принявшая участие в боях под Сталинградом. В 1989 году был создан зал, посвященный Афганской войне.
Также стоит осмотреть 4 диорамы, каждая из которых повествует о каком значимом эпизоде Сталинградской битвы, не вошедшим в повествовании основной панорамы.
Ранее на площадке рядом с музеем-панорамой находилась обширная экспозиция военной техники, среди которых было немало интересных раритетов: танков, самолетов, артиллерийских установок. Однако из соображений безопасности (выставочная площадка стала не выдерживать веса тяжелых экспонатов) почти всю технику перенесли на Мамаев курган, где было оборудовано специальное место. Однако у музея-панорамы осталось несколько интересных экспонатов, например, макет самолета-бомбардировщика Су-2, подаренный Волгограду коллективом ОКБ Сухова.
А совсем недавно в музейном комплексе появился новый экспонат – боевой танк, найденный в донских водах Калача-на-Дону зимой 2010-2011 годов. Покрытые ржавчиной останки танка покрасили, но на этом восстановительные работы завершились.
Также у музея-панорамы «Сталинградская битва» в Волгограде расположен отреставрированный паровоз тех времен с платформами и вагонами четырех типов: бортовая платформа, вагон-цистерна, вагон-теплушка для перевозки людей и платформа для перевозки танков и другой тяжелой техники.
Уникальные экспонаты музея-панорамы «Сталинградская битва» смогли увидеть не только жители и гости Волгограда: коллекции музея успели побывать на выставках в Англии, Чехии, Австрии и других странах. Ежегодно музей-панораму и его филиалы посещает свыше 500 000 человек.
Музей-панорама «Сталинградская битва» стал завершающим штрихом всего музейного комплекса. В итоге Волгоград получил крупнейший не только по площади (4500 кв.м.), но и по объему экспозиции, музей, посвященный одному из решающих событий Великой Отечественной войны.
Наиболее известные реликвийные экспонаты музея: почетный меч – дар короля Георга VI гражданам Сталинграда, врученный И. В. Сталину на Тегеранской конференции в 1943 г.; шинель генерала В. А. Глазкова со 168 пулевыми и осколочными пробоинами; китель Маршала Г. К. Жукова; стол из штаба генерала М. С. Шумилова, где впервые допрашивали немецкого генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса, плененного в Сталинграде в 1943 г.; 76-мм пушка «ЗИС-3», прошедшая с боями от Сталинграда до Берлина и др.
Из истории строительства комплекса музея-панорамы
Совет Министров РСФСР (постановление № 483 от 18 апреля 1964 г.) поручил Волгоградскому облисполкому внести предложение о строительстве здания панорамы у руин мельницы и легендарного Дома Павлова.
2 февраля 1968 г., в день 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, в присутствии видных военачальников, деятелей культуры, руководства области и города состоялась торжественная закладка памятной плиты в основание будущего музея-панорамы. Проект здания разработали народный архитектор СССР В.Е. Масляев и главный конструктор Э.В. Темников.
Строительство музейного комплекса было объявлено Всесоюзной комсомольской ударной стройкой.
Архитектурный замысел мемориального ансамбля основан на драматическом контрасте руин мельницы и современного здания. Параллельно со строительством ротонды велись работы по созданию художественного полотна панорамы. Ротонда панорамы имеет необычную форму гиперболоида вращения, выполнена из предварительно напряжённого бетона и облицована белым известняком.
Известные дизайнеры Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства Владимир Ривин, Яков Коротков, Яков Волошин проектировали и осуществляли художественное оформление музея «Сталинградская битва».
Музейный комплекс вводили в строй поэтапно: сначала была открыта панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», затем посетители увидели Триумфальный и диорамные залы будущего музея, а к 40-летию Великой Победы торжественно открыли музей «Сталинградская битва».
Из истории создания панорамы
Одним из главных монументальных памятников Волгограда является художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».
Панорама не только художественный и исторический памятник Сталинградской битве. Она также является памятником культуры художественных вкусов и взглядов послевоенной эпохи.
Завершилась Сталинградская битва. Город лежал в руинах. Вполне понятно было желание людей видеть возрожденный Сталинград прекрасным, богатым памятниками, центром науки и культуры. Одним из таких памятников могла стать художественная панорама великого сражения.
В 1944 г. Комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союз советских архитекторов объявили открытый конкурс на эскизный проект восстановления Сталинграда. В нём приняли участие не только профессиональные архитекторы, но и все желающие. Были присланы проекты с фронтов Великой Отечественной войны и даже из-за рубежа. Составной частью большинства проектов была панорама, как вид искусства наиболее соответствующий масштабам подвигов защитников Сталинграда. Результаты конкурса окончательно утвердили идею создания в городе панорамы..
В 1949 г. завершилась работа над разборно-передвижной панорамой «Героическая оборона Сталинграда». Группу художников возглавили Н. Котов и В. Яковлев, автор предметного плана – В. Беляев. Живописный холст отражал события 15-20 сентября 1942 г.
С 1948 г. группа художников Московской студии батальной живописи им. М. Б. Грекова – П. Жигимонт, Г. Марченко, Л. Андрияка, В. Кузнецов и Б. Николаев во главе с художником А. Горпенко работала над эскизами новой панорамы. Полотно было завершено в 1950 г. Его сюжетом выбрали январские бои 1943 г. за вершину Мамаева кургана. В этой работе художникам удалось максимально приблизиться к созданию обобщённо-художественного образа битвы.
После показа панорамы в Москве в 1950 г. она была отправлена в Сталинград, где её демонстрировали в кинотеатре «Победа» до 1952 г. Первое постановление о сооружении панорамы в Сталинграде принял Совет Министров РСФСР в декабре 1958 г. Правительство постановило соорудить панораму на вершине Мамаева кургана. Позже решили исключить панораму «Битва на Волге» из мемориального ансамбля на Мамаевом кургане и построить новую панораму у руин паровой мельницы.
Зимой 1958 г. большая группа художников студии им. М. Б. Грекова приезжала в Сталинград. На вершине Мамаева кургана был построен небольшой деревянный павильон для работы над эскизами и произведена полная фотосъемка местности. В ходе последующей работы над панорамой сложился новый авторский коллектив - Н. Бут, В. Дмитриевский, П. Жигимонт, П. Мальцев, Г Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко и Г. Прокопинский. Последний, будучи фронтовым художником, принимал участие в Сталинградской битве, и его фронтовые рисунки послужили ценным материалом в подготовительных работах. Однако смерть помешала ему участвовать в создании панорамы. Художники просмотрели большое количество кино- и фотодокументов, познакомились со свидетельствами участников битвы, историческими трудами, присутствовали на учениях войск Киевского военного округа под командованием В. И. Чуйкова. Консультировала грековцев группа военоначальников – В.И. Чуйков, А.И. Еременко, Н.И. Крылов, Н.Н. Воронов. В 1961 г. художники подготовили эскиз панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» в 1/3 натуральной величины.
Уникальный льняной холст весом около тонны был изготовлен Сурским суконным комбинатом «Красный Октябрь». После натяжки холст был загрунтован специалистами Подольского производственно-технического комбината и предоставлен в распоряжение художников. Грековцам предстояло расписать живописный холст площадью около 2000 кв. м. и создать около 1000 кв. м. декораций. Летом 1980 г. художники приступили к переносу рисунка на холст, а затем – к его росписи. Одновременно велись работы по созданию предметного плана. Весной 1982 г. создание панорамы было завершено.
Краткие сведения об авторах полотна панорамы.
Над созданием панорамы трудился авторский коллектив в составе семи человек – художников Московской студии батальной живописи им. М. Б. Грекова:
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.