0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Центральный ФО, Москва, Центральный АО, Якиманка р-н
Центральный ФО, Московская область, Одинцовский р-н, Сосны п.
Ливенская гармонь, ливенка — местная разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны Орловской губернии в 1870-е годы.
Высота корпуса примерно в 3 раза превышает его ширину. Объём воздушной камеры небольшой, поэтому мех имеет большое количество складок (борин): 25—40 (на других видах гармоник в среднем около 14—16). Плечевые ремни отсутствуют.
Звучание гармони не зависит от направления движения меха. В правой клавиатуре 12—18 кнопок в одном ряду. Мелодия двух- или трёх- голосная (третий голос октавный). Строй цефаутной (церковной) гаммы.
На передней и задней стенке левого полукорпуса располагаются рычаги наружных клапанов. Аккомпанемент двухголосный октавный (т. н. «гудки»).
Ливенская гармошка – один из первоначальных вариантов русской ручной гармоники. Ливенские мастера внесли в свою гармонику ряд изменений, по сравнению с тульскими. У последних был такой недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты. Ливенские мастера, к чести своей, недостаток устранили да еще привнесли ряд других изменений и тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции. На основе ливенки были созданы такие образцы, как вятская и елецкая рояльная гармони, а конструкционные новшества были использованы впоследствии в гармонях-хромках и баянах.
Основное отличие «Ливенки» – большое количество борин по сравнению с существующими гармонями. Гармошка обладает самыми широкими мехами. Многие музыканты, играющие на ней, превращают каждое свое выступление в танец.
Ливенская гармоника – одна из самых простых как по доступности для музыканта, так и по конструкции разновидностей гармоник.
В правой клавиатуре ливенской гармоники было от 8 до 15 клавиш, расположенных в один ряд. Как уже упоминалось, звуки при смене движения меха на ливенке одинаковые. Делались эти гармоники обычно двухголосными, иногда – трехголосными. Характерно октавное звучание двух планок с медными голосами, причем верхняя планка имеет открытый звук (даже без наружной сетки), а звук нижней планки приглушён специальным устройством (наподобие ломаной деки, применяемой в современных баянах и некоторых гармонях), которое изменяет тембр звука. Это даёт специфическое звучание.
Ливенка имеет очень узкий высокий корпус, и мех поэтому делается не менее 25 – 30 борин (обычно 40) – самый длинный, если сравнить все существующие гармоники. Правая рука обхватывает гриф, продевая большой палец сквозь ременное ушко, свободно двигающееся по металлической скобке, а левая продевается под кистевой ремень, обхватывает левую часть корпуса гармоники, расположив пальцы на клапанах. Выносного грифа на левой стороне ливенки нет, клавиатура левой стороны представлена в виде клапанов, расположенных с двух сторон корпуса. Исполнитель играет первым пальцем на внутренней части клавиатуры, остальными четырьмя – на внешней.
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.