Центральной идеей в композиции является лебедь, парящий над юными девами, олицетворяющими реки – Пызеп и Чепца. В давние времена меж двух рек Чепцы и Пызепа, у горы Солдырь, появился могучий богатырь Донды. У него родились сыновья Идна, Зуй, Весья, Гурья. На Солдырской горе Донды построил свой кар – город – крепость. На одном месте всем стало тесно жить. Тогда Донды с сыновьями поднялся вверх по небольшой речке и обосновал новые городища.
Богатыри жили, по тем законам, которые складывались в средневековом обществе. Князь Донды нашел для своего сына Зуя невесту красавицу Эбгу, да и сам влюбился в нее. Зуй отрекся от своей неверной жены и публично осудил ее, предал позорному осмеянию. Тогда Эбга наняла убийц своего мужа Зуя и лишила его жизни. Ошеломлённый коварностью Эбги, мудрый Донды изгнал ее из своего кара. Очерненная княгиня удалилась и основала свой город Эбгакар. Там она родила сына от Донды и приехала с младенцем в Дондыкар, чтобы по древнему обычаю отец дал имя мальчику. Разъяренный Донды дает имя –Чибинь или Комар (ничтожный). Эбга затаила злобу на Донды и вновь посылает убийц. Но едва тело Донды падает на землю, он превращается в лебедя и взлетает над рекою, скрывается в небесной лазури, где живет Инмар - бог света.
В память о славном богатыре Донды лебедь считается священной птицей у удмуртов. И когда появляется жизненная проблема, они отлавливают пару лебедей, поднимаются на священную гору и под звуки Крезей на рассвете выпускают их на волю, вернее, посылают их к богам со своими просьбами – куриськонами и клятвами в своей верности и почтительности.
Художественная обработка кости и рога