Медведь – важнейший мотив в мировоззрении финно – пермских народов.
Одной из особенностей изображения образа медведя в искусстве Прикамья является то, что он в основном был связан и некогда обставлял тотемные охотничьи культы и занимал своё определённое место в ритуально обрядовой экспозиции.
Медведь был сыном божества Верхнего мира, спустившимся на землю к людям. Убитый людьми, зверь возрождался снова, а его дух, после медвежьего праздника, отправлялся на небо к отцу. Во время таких праздников, шкуру убитого на ритуальной охоте зверя укладывали, чтобы голова находилась между лапами. Именно в «жертвенной» позе любили изображать медведя в пермском литье.
Медведь в жертвенной позе - излюбленное украшение поясных застёжек и пряжек – получило табуальную кличку «застёжечный зверь», т.к. вплоть до Х1Х в. сохранялся праздник поклонения медведю. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищали владельца. Существовала священная клятва: на лапе медведя. На медвежьей клятве была построена юриспруденция древней культуры. Считалось, что медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных.
Художественная обработка войлока